Фарфор с росписью цветов

Во времена раннего Средневековья, начиная с середины периода Ямато и примерно до начала периода Эдо, в Японии, несмотря на развитое гончарное и керамическое производство, фарфор был исключительно импортным – его завозили через основные торговые порты из Китая или Кореи.

Собственное производство фарфора началось во время первой половины периода Эдо – после того, как страна была объединена под руководством сёгунов клана Токугава. Фактически, род Токугава установил в стране диктатуру и жесткую централизованную власть – это способствовало возрождению ремесел и национального духа. Немалую роль сыграла и политика «сакоку» - самоизоляции, когда вся внешняя торговля в стране была исключительно прерогативой одной-единственной торговой компании, жестко контролируемой кланом Токугава.


Шикарнейшая антикварная Имари пиала "Цапля и три друга зимы" ручной росписи, 55 мл. Япония, середина XIX века


Рождение фарфора

Примерная дата, когда в Японии стали производить собственный фарфор, неизвестна. Скорее всего, родиной «дзики» (японский фарфор) считается остров Кюсю, где были сильны корейские культурные традиции. В расположенном на острове городе Арита проживали гончары из корейской общины, которые обнаружили неподалеку от города достаточно крупные залежи фарфоровых глин с высоким содержанием глинозема.

За сравнительно короткое время – в течение первой половины XVII века японские керамисты освоили технику изготовления даже высококачественного тонкостенного фарфора. Центры производства фарфора появились не только на острове Кюсю, но и в других регионах страны, причем в каждом из них была собственная, особая техника изготовления, на которую большое влияние оказывали китайские и корейские традиции и технологии. Поэтому, в отличие от китайского или корейского фарфора, который классифицируется по периодам, японский классифицируется именно по регионам.


Чудесная антикварная Имари пиала "Голубь в облаках" ручной росписи, 75 мл. Япония, середина XIX века

Основные центры производства

Основными центрами производства фарфора в Японии являлись:

Арита, остров Кюсю – здесь добывали каолин с высоким содержанием кремнезема, из которого изготавливали молочно-белый фарфор с хрупким, плотным и тонкотекстурным черепком. Также в этом районе добывали каолин, из которого изготавливали очень тонкий и дорогой серовато-белый фарфор Набэсима.

Микавати, остров Хирадо – в этом регионе производили изделия и посуду из фарфора с чистым белым черепком и уникальной текстурой.

Сацума – центр по изготовлению фарфора цвета слоновой кости. Он широко экспортировался, поэтому был как посредственного качества, так и очень высокого.

Помимо этих, самых крупных центров, существовали и другие: Сэто-Мино, Киёмидзу, Кутани Киото и ряд прочих. Часть из них работала на местном сырье, в других мастера производили фарфор из сырья, привезенного из других областей Японии.


Антикварная Имари пиала ручной росписи, 100 мл. Япония, середина XIX века

Стили

Как говорилось выше, стилистика японского фарфора очень разнообразна. На нее оказывали влияние корейские и китайские мастера (эпохи Мин и Цин), а часть стилей сформировались исключительно в свете местных художественных традиций. Ниже рассматриваются наиболее известные виды японского фарфора.

- Арита, начало XVII века

Один из самых ранних видов японского фарфора, который производили в одноименном городке, расположенном в северной части острова Кюсю. По своей стилистике он очень близок к китайскому фарфору «цинхуа» эпохи Юань и «цинбай» эпохи Мин. Молочно-белый черепок расписывался синей подглазурной росписью на основе кобальта. В качестве сюжета выступали как растительные мотивы, так и различные мифологические или житейские сюжеты, сценки и композиции разной сложности. В раннем периоде рисунок был легким, но в более поздних работах он усложнялся и становился чрезвычайно плотным, а цвет росписи варьировался от светло-голубой до густо-синей.

- Имари, середина XVII века

Свое название этот вид фарфора получил из-за крупного торгового порта Имари, через который продукция местных керамистов экспортировалась в другие страны. Сам Имари находился на севере Кюсю, неподалеку от городка Арита, но техника изготовления фарфора кардинально отличалась между собой.

В отличие от Арита, фарфор Имари имел полихромную подглазурную роспись – к основному тону темно-синего цвета мастера добавляли насыщенные золотые, желтые, красные, зеленые и фиолетовые тона. Причем синяя и красная краски наносились гладким слоем, а остальные имели выступающий рельеф, который хорошо прощупывается под глазурью.

По стилистике роспись Имари очень похожа на тканевую вышивку, поэтому ее иногда называют «парчовой». Особенно это ярко проявляется в росписи крупных предметов (блюд, ваз).


Антикварная Имари Сомэцукэ пиала ручной росписи, 100 мл. Япония, середина XIX века

- Какиэмон, вторая половина XVII века

Фарфор Какиэмон обязан появлением известному японскому мастеру живописи Сакайдэ Какиэмону, который стал основоположником особого стиля полихромной росписи эмалью. В этом стиле узоры наносятся ассиметрично и скудно, но их отличает очень нежная и тонкая прорисовка даже мельчайших деталей с использованием богатой и нежной цветовой гаммы из бирюзового, красного, голубого, оранжевого и желтого цветов. Он идеально подходил для небольшой и изящной посуды: чайных приборов, небольших блюд, ваз и мелких сосудов.

Такая тонкая роспись из нежных цветов очень красиво смотрится на молочно-белом черепке, поэтому после «открытия» Японии в XIX веке этот фарфор не только широко экспортировался в Европу, но и активно копировался на европейских фарфоровых фабриках Германии и Великобритании.

- Сацума, вторая половина XVII века.

В Сацуме еще с начала XVI века производство керамики являлось основой местной промышленности. А к середине XVII века здесь освоили изготовление фарфора с черепком цвета слоновой кости различной степени хрупкости и твердости. Учитывая богатые традиции местных мастеров, занятых в росписи и декоре фаянса, стилистика фарфора Сацума во многом переняла стилистику местного фаянса.

Можно выделить три основных направления в стилистике фарфора Сацума:

Авата - тонкий черепок покрывался кремовой глазурью, которую путем особой технологии обжига доводили до мелкого растрескивания (техника кракле);
Сайсикидэ – скупая полихромная роспись с редким и ассиметричным рисунком, обычно цветком, небольшим элементом ландшафта или мифическим животным;
Нисикидэ – богатая полихромная роспись с преобладанием теплых цветов, покрывающая практически всю поверхность изделия. Очень часто использовалась декоративная позолота.


Большое антикварное Имари Инбан блюдце. Диаметр 23.5 см. Япония; XIX век

- Кутани, конец XVII-середина XVIII века

Широко распространенный стиль, который активно шел на экспорт. Его особенностью был очень тонкий и хрупкий черепок, а также необычайная гармоничность надглазурной росписи с богатой и яркой цветовой гаммой. В качестве основной палитры использовалась рыже-красная краска, которая подчеркивалась черными, серыми, темно-синими акцентами и позолотой. Также такой фарфор отличает богатство сюжетных композиций – они имели самую разнообразную тематику.

- Набэсима, вторая половина XVII – середина XVIII века

Довольно редкий стиль, который практиковался исключительно в провинции Кагосима, расположенной на острове Кюсю. Серовато-белый фарфор, который здесь производили, был чрезвычайно тонким и одновременно прочным, поэтому очень высоко ценился и поставлялся исключительно ко двору местных даймё из клана Набэсима или же отправлялся в столицу, в замок сёгунов Токугава.

Основная палитра – серая или насыщенная синяя, с зеленым, желтым и красным. Обычно фарфор Набэсима расписывался скудными растительными мотивами: изображением цветов, листьев, деревьев.


Прелестная антикварная Имари Сомэцукэ пиала "Пейзажные сцены" ручной росписи, 50 мл. Япония, середина XIX века

- Хирадо, конец XVIII века

Этот стиль относится к очень качественному фарфору, известному как «яичная скорлупа» - его стенки были настолько тонкими, что буквально просвещались. Надглазурная роспись выполнялась голубой, золотой и красной красками по прозрачной или белой глазури, причем техника росписи была нарочито старомодной.

- Сэто-Мино, начало XIX века

В стиле Сэто-Мино идеально белый черепок в лучших традициях минского фарфора покрывали монохромной подглазурной росписью – прозрачная глазурь и сине-голубые узоры в оригинальном японском стиле позволяли создавать настоящие шедевры искусства. Технология росписи, как и в Хирадо, была несколько архаичной и простой, но это был намеренный шаг, который призван следовать принципам «ваби-саби».

- Кинкодзан, вторая половина XIX века

Этот стиль имеет очень много схожего с фарфором Сацума, так как его создатели – это известное семейство гончаров из Сацумы. Но есть ряд ярких и выдающихся особенностей, которые отличают Кинкодзан среди другого японского фарфора.

Прежде всего, это довольно редкое для японской керамики использование вставок и картушей с различными сценками или мотивами. Причем эти медальоны могли резко выделяться на общем фоне или же органично вписываться в сюжет.

Также фарфор Кинкодзан густо покрывался позолотой (правда невысокого качества, поэтому легко отшелушивался). В остальном же, он имеет насыщенную полихромную роспись на основе кремового, светло-синего, желтого и других теплых цветов.


Антикварная Имари пиала  "Цветы" ручной росписи, 50 мл. Япония, середина XIX века

Источник

На фото антикварные изделия Имари XIX века из коллекции ДЖЧ

Tags: Арита, Имари, Какиэмон, Кинкодзан, Кутани, Мино, Набэсима, Сацума, Сэто, Хирадо, Япония, глазури, керамика, фарфор


Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com/300341.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Более 25 лучших идей на тему «Фарфоровая ваза» только на Выкройки для искусственного цветка

Фарфор с росписью цветов Фарфор с росписью цветов Фарфор с росписью цветов Фарфор с росписью цветов Фарфор с росписью цветов Фарфор с росписью цветов